Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Добро пожаловать!

МОУ СОШ №2 г. Питкяранта

Шаблоны для Joomla 3 здесь

Мы обратились к родителям, учителям с просьбой рассказать о любимой книге детства. Это первый из рассказов, который мы вам представляем.

asput Калистратова О.И. Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» - всего несколько страниц. Оглядываясь сейчас назад, я вспоминаю, что именно это произведение постепенно проникало в меня своими корнями, заставляя думать, сравнивать, оценивать, принимать решения.

 

Когда я впервые прочитала «Уроки французского», то испытала только одно чувство – жалость. Жалко было одиннадцатилетнего мальчика – главного героя рассказа, который столкнулся с тягостными муками голода. Вдали от семьи, у чужих людей, учился он в пятом классе. Тоска по родному дому и своей деревне, наряду с физическим голодом съедала его изнутри.

Жалко было маму мальчика, которая приняла непростое, мучительное решение: оторвать от себя маленького сына, тем самым дав ему возможность продолжить образование. «Грамота зря не пропадёт»,- говорили соседи, а мама соглашалась.

И молодую учительницу, которую уволили из школы за «антипедагогический поступок», тоже было бесконечно жалко. Она научила своего ученика – главного героя рассказа – играть в азартную игру на деньги. Играла вместе с ним, давая ему возможность зарабатывать деньги хотя бы на молоко.

Так состоялась моя первая встреча с героями рассказа В.Распутина «Уроки французского». Но совсем скоро одиннадцатилетний мальчик неожиданно стал для меня примером. В моей жизни так сложилось, что учиться пришлось в интернате, вдали от родителей: школу нашего посёлка закрыли. После уроков я спешила на ежедневные трёхчасовые тренировки в спортивную школу. Возвращаясь, с грустью обнаруживала, что моя порция ужина уже съедена такими же голодными, как и я, товарищами по интернату. Как близки мне были в тот момент слова героя рассказа: «…пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать». Мальчишка-пятиклассник давал мне уроки. И в первую очередь – урок терпения. «Так мне было плохо, так горько и постыло!... я крепился, не жаловался и не плакал…». Находясь на грани отчаяния, он в одиночку боролся за своё существование, рождая в себе самостоятельность и независимость. Он не мог принимать помощь от своей учительницы в виде обедов или посылки с макаронами. Для него это было унизительным. Гордость? Да! Но это становление характера.

Гораздо позже мне стала близка и понятна позиция молодой учительницы, которая говорила: «Мне и теперь ещё часто хочется что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. На тот момент её желанием было помочь своему ученику избежать голодного существования. Испробовав все «правильные» способы, она решилась на непедагогический поступок. По-моему, очень правильно не видеть в жизненных ситуациях только чёрное или белое. Уметь разглядеть различные тона и полутона. Наверное, это мудрость.

Учительницу французского языка уволили, она уехала к себе на Кубань. Красивой точкой в этой, казалось бы, бытовой истории, произошедшей в сельской школе в послевоенные годы, стала посылка с макаронами, присланная герою рассказа его учительницей. А ещё в посылке лежали три красных яблока, согретых южным солнцем и человеческой добротой для мальчика из далёкой сибирской деревни. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они». Это ещё один урок доброты, который преподносит нам рассказ В.Распутина «Уроки французского». Эта книга была мною любима в детстве, любима она и сейчас. Эти несколько страничек рассказа просто заставляют размышлять о человеческих ценностях.

Совсем недавно мне снова пришлось обратиться к этому произведению. Заинтересовало предисловие, написанное самим автором. В нём он повествует о том, что рассказ автобиографичен. Спустя много лет, став уже известным писателем, тот бывший одиннадцатилетний мальчишка встретился со своей учительницей французского языка. Интересен тот факт, что учительница не могла вспомнить, что отправляла мальчику посылку с макаронами и яблоками. Сначала это огорчило писателя: «Как же так?» но потом он понял, насколько искренним и настоящим был поступок этого человека. Добро не должно быть кричащим. Самое главное – его должен помнить тот человек, кому оно предназначалось, и уметь быть благодарным за это.

Читайте книги, находите своих героев, учитесь вместе с ними урокам доброты, порядочности, честности, благородству.

Собирайте коллекцию истинных человеческих ценностей. Совсем не важно, что истории, описанные в книгах, происходят в разные времена. Человеческие ценности неподвластны времени.


Копирайт © 2017 МОУ СОШ № 2 г. Питкяранта. Все права защищены.